МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК

УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК

УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

МЕНЮ

widgets 4

 

1
декабря
2017

Школьный музей

Описание работы школьного музея

 

                                                                 «Музей хранит историю вещей

                                                                  И тех, кого уж с нами нет, людей,

                                                                 Он будет возрастать повсюду славой,

                                                                 Пока гордимся мы историей своей»

 

          Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, его кадрового состава и потенциала, региональных особенностей и возможностей. В МКОУ СОШ с.п.Герменчик одним из важных способов воспитания молодого поколения как истинного гражданина и патриота своей Родины  является школьный музей.   Школьный музей является ключевым звеном в процессе передачи от поколения к поколению нравственных и культурных ценностей. В системе воспитательной работы нашей школы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых музейных коллекций. Воспитательная функция  нашего школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся  целостного отношения к культурно-историческому наследию.  На уроках в школе общение носит в основном вербальный характер, музей же даёт возможность учить детей, опираясь на первоисточник. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

1

    Одно из золотых правил музейной педагогики – это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главным оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. Историко-краеведческий музей нашей школы действует недавно, но уже видно, как много пользы приносит детям краеведческая деятельность. Она не только расширяет познание, но и углубляет их духовный мир. Все представленные в музее экспонаты – подлинные. Их приносят дети и взрослые (жители села Герменчик).  Благодаря их помощи актив музея создал несколько экспозиций, каждый из которых тесно связан с историей рода, села, малой Родины,  и  конечно же,  своего Отечества. Как говорил один из умнейших людей нашего времени Д.С.Лихачев « …Без малого не может быть большого…». Без любви к своей семье и к своей малой Родине не может быть любви к Отечеству,  к своей стране. Поэтому работа музея МКОУ СОШ с.п.Герменчик  начинается с самого родного и близкого для ребенка - семьи.                     

   Это наиболее эффективный шаг на пути познания Отечества. Через изучение семейной истории, знакомство с семейными традициями, реликвиями, с профессиями дедушек и бабушек, отцов и матерей, старших братьев и сестер, через их рассказы о времени, в котором они жили, особенностях быта,  традиции того времени ребята ненавязчиво познают историю Отечества через историю своей семьи.

  

Музей нашей школы с каждым днем растет и развивается. Выставки и экспозиции посещают не только ученики, но и родители, ветераны войны  и труда, а также жители села и гости. Особенно любят бывать в музее   учащиеся  нашей школы. Им интересно все: каждая выставка, каждая экспозиция, стенд.

3

 

2

И как свидетельство этого интереса – появление в музее новых экспонатов: орудии  труда, утюги, одежда, предметы декоративно- прикладного искусства. Это результат поисково-исследовательской деятельности учащихся нашей школы, для которых музей – это не просто помещение давно забытых вещей, это история страны, Родины. Особое место в нашей школе занимает экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Особенно важно то, что на стендах есть знакомые ребятам имена, т.к. они являются прямыми потомками этих людей. На этом факте  специально заостряется внимание учеников во время бесед на воспитательные темы. Здесь собраны личные вещи участников войны, которые являются реальными жизненными примерами мужества, смелости, истинной любви и преданности своей Родине. Об этом экспозиции и стенды:

  1. «Участники первой мировой из села Герменчик»
  2. «Вечная память односельчанам, погибшим в годы войны 1941-1945 годах», «Отчизны верные сыны».
  3. «Герои Великой Отечественной войны»»,
  4. «Летопись огненных лет», «Памяти павших…», «Живые забыть не смеют».
  5. «Военные документы»,
  6. «Афганские воспоминания».

     5  

4

 Собранные материалы и личные вещи участников войны используются на уроках истории, тематических классных часах.

Таким образом, велика роль школьного музея в поддержании связи поколений, воспитании 

чувства патриотизма у школьников. Музейные реликвии повествуют о героизме не только участников Великой Отечественной 

войны, но и участниках афганских событий. Самые искренние чувства и сильные волнения испытывают дети, стоя у экспозиции «Афганские воспоминания», где собран материал о выпускниках школы, погибших  в Афганистане, посмертно награжденных  медалью « Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа».

   

     

Мы живем в Кабардино-Балкарии…  Мир  в котором мы живем, постоянно напоминает нам о давно минувшем прошлом. В глубине души каждого из нас живет память об истории человеческого рода, а кроме личных свойств и качеств нам присущи и черты характера далеких предков.

Собранные  учащимися в результате поисково-исследовательской работы  предметы быта кабардинского народа  прямое свидетельство этого.              6                   

7Использование материалов  школьного  музея   на уроках, внеурочной деятельности    и тематических классных часах.

А) В научно-исследовательской деятельности учащихся

           Научно-исследовательская работа – одно из основных направлений деятельности любого музея, и школьного, в частности.   Это направление определяется задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки и введения в научный оборот. Научные исследования в  музеях проходят те же стадии, что и любое научное исследование: 1) идет формирование источниковой базы, то есть сбор и систематизация фактов; 2) собранные факты обобщаются, формулируются возможные гипотезы для их осмысления и установления места данных фактов в системе науки и культуры; 3) выбираются способы оптимального донесения до общества (школьной аудитории) основных положений данного научного исследования. Для музеев первый этап связан с комплектованием фондов, отбором предметов из среды бытования, учетом  музейных предметов , их первоначальной  систематизацией и классификацией. На втором этапе  реализуются различного рода  собственно музееведческие задачи: уточнение классификации предметов, выявление свойств музейных предметов и т.п. Третий реализуется через выбор форм представления результатов музейных исследований: экспозиция, выставка, реферат учащихся, научно-исследовательские конференции.  В процессе  изучения происходит выявление свойств музейных  предметов (коллекций, собраний) как источников знаний, эмоций. Изучение музейных фондов ведется на основе методов, разработанных профильными дисциплинами, в частности для исторических памятников – методы археологии, этнографии, истории и т.д.

8

  Начинается изучение любого музейного предмета с атрибуции. Атрибуция  (определение) – выявление присущих музейному  предмету признаков. Атрибуция также  предполагает выяснение авторской, социальной, этнической и др. принадлежности предмета. В работе помогают  монограммы, альбомы, каталоги, справочники. Итак, важнейшее направление исследовательской работы школьного музея это атрибуция музейных предметов».     В коллекции нашего музея этот вид исследовательской деятельности характерен, прежде всего, для экспозиции «История нашего села», имеющем этнографическую направленность. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы , учащиеся делают сообщения о предметах быта наших предков. Это сообщения о прялках, веретенах, старинных утюгах, посуде.   Конечно, научные исследования должны быть увязаны с концепцией работы музея. Главная задача школьного музея – воспитание нравственности и патриотизма у учащихся. Исследую материалы о прошлом села, молодое поколение усваивает нравственные нормы, традиции предыдущих поколений. На базе школьного музея учащиеся проводят научные исследования, посвященные истории страны, истории Малой Родины. Сами рефераты  становятся впоследствии экспонатами, которые исследуются уже последующими поколениями учащихся. В  текущем учебном году мы продолжили исследование  истории села Герменчик.  Данное исследование было включено в планирование работы. Учащиеся поставили задачу рассмотреть подробно историю села в XIX веке. Проекты  и наработки легли  в основу научно-исследовательской работы, которая была впоследствии представлена на научно-практических конференциях районного,  республиканского уровня.

Б) Материалы Музея на уроках:

Что дает музей  в учебном и воспитательном процессах? Как показывает  практика, школьный музей используется в учебно – воспитательном процессе как:

 - Учебная экскурсия;

 -Урок- экскурсия в музей;

 -использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

 -демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

 - Подготовка докладов и сообщений для уроков, написание сочинений по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее.

10

 

9

Каждая из таких уроков способствует:

 - Привитию интереса к предмету;

 - Развитию умений и навыков самостоятельной работы;

 - Более полное осуществление практической, воспитательной и развивающей целей обучения;

 - Становление новых отношений между учителем и учениками.

   В музее проводятся уроки истории, литературы и т.д. Экспонаты используются на уроках истории, географии, технологии, краеведения, литературы и т. д.

 Материалы, собранные в школьном музее, служат прекрасным подспорьем для проведения уроков, посвященных истории родного края, изучению произведений кабардинских писателей: Каширгова Хапачи, Мафедзова Сараби…

            

11

 Материалы стендов о Великой Отечественной войне помогают представить историю войны, познакомиться с его героями. В экспозиции представлены некоторые предметы, принадлежащие односельчанам, участникам Великой Отечественной войны: каска, фляжка времен Отечественной войны.

     Нельзя вести урок технологии по теме « Вышивка» без посещения музея. Разглядывая узоры на вышивках, дети учатся фантазировать. Каждый ученик представляет, как было трудно, в тоже время интересно, их бабушкам и прабабушкам творить неописуемую красоту при мигающем свете лучины.

      12.jpg13.jpg        

 Важная особенность школьного музея состоит в том, что учитель может здесь вести обучение учащихся путем открытий. Работая в музее, учащиеся открывают новое для себя из того, что уже известно многим, а кроме того, иногда в процессе поисков учащиеся делают открытия, имеющие научно – практическое значение. Следовательно, школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

    

 

 

Такой подход формирует использование  следующих принципов работы музея:

 - Принцип маятника (челнока) – ребята, изучая историю своей семьи, села, связывают ее с историей страны или наоборот;

 - Принцип спирали – ребята вновь и вновь возвращаются к изученным проблемам, углубляя знания по ним.

 Школьный музей является базой для серьезной воспитательной работы. У музейных витрин проходят интересные классные часы: « Герои Сталинграда», « По страницам истории», « Я люблю тебя, Россия», «Опаленные войной».

В) Классные часы в школьном музее

   Классный час - это гибкая по своему составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

   В нашем школьном музее проводятся тематические классные часы, которые имеют большое воспитательное значение. Познавательная деятельность учащихся активизируется. В учащихся просыпается интерес, любознательность, желание непосредственно поучаствовать, внести свой вклад.

Тематику классных часов можно выстроить  в целостную систему, охватывающую воспитательную сторону  всех классов школы и рассчитанная на постепенное – в соответствии с возрастом и подготовленностью учащихся – освоение всех аспектов музейной информации за 11 лет обучения в школе.

     Многие темы классных часов  раскрываются при помощи музейных материалов, т.к. именно предметный показ в ходе экскурсии исторических процессов, событий, деятельности отдельных людей способствует, как известно, лучшему усвоению учащимися знаний, а через них формированию научных представлений об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе. Именно поэтому классные часы важны как экскурсии.

15.jpg   16.jpg

      В ходе экскурсии, посвященной Великой Отечественной войне, учащиеся знакомятся с уникальным вещевым и документальным материалом: фотографиями военного времени, наградами и личными вещами фронтовиков.

 Иногда учащиеся после  классных часов  изъявляют желание  самим стать экскурсоводами, самостоятельно, осмотреть экспозицию. У детей появляется время для « личных контактов» с музейными материалами, их тщательного рассматривания, обдумывания, ближе познакомиться с тем, что наиболее заинтересовало. Некоторые экспонаты, например, веретено, ухват, коромысло, безмен даем возможность ребятам потрогать их, подержать в руках. К отбору таких экспонатов подходим очень строго. Общение учащихся с музейным предметом активизирует их восприятие, вызывает особое ощущение сопричастности к прошлому, к истории.

 Сочетание экскурсии с самостоятельным осмотром экспозиции способствует более глубокому усвоению музейной информации.

 Общешкольные экскурсии проводятся  с целью оказания помощи школе во внешкольной и внеклассной работе. К проведению классных часов в музее привлекаются и сами  учащихся, которые обладают определенными способностями: хорошей памятью, развитой речью, эмоциональных, но самое главное, не безразличных к истории родного края, своего Отечества. При подготовке экскурсоводов ставим цель: развивать детей, в том числе их способности общаться с аудиторией, их коммуникабельности, навыки вести диалог, да и вообще свободно и красиво говорить.

 На базе школьного музея проводится большая научно-исследовательская работы, в результате которой создаются настоящие исторические краеведческие исследования – проекты ;

- Материалы данных исследований углубляют знания учащихся по краеведческим вопросам;

- На основе данных исследований проводятся разнообразные мероприятия: от нетрадиционных уроков до внеклассных мероприятий;

- Данные исследования, а также работы, проводимые на их основе, активизируют познавательную активность;

 - Углубленное освещение краеведческих вопросов в нетрадиционной форме не только расширяет круг знаний, но углубляют нравственное воспитание учащихся, воспитываются чувство уважения к минувшему.

Выводы:

Музей активизирует восприятие ребят, т.к.:

 - Информация о музее конкретна, обладает предметной наглядностью;

 - Музейная информация конкретна, т.к. музейный предмет воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно – эмоционального мышления ученика;

 - В музее, в необычной обстановке развивается стереотип проведения урока, внеклассных мероприятий, классных часов, научно-исследовательской деятельности, создаются благоприятные педагогические условия для реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

  Все это помогает формировать у ребят конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает логическое мышление.

Приложение 1

Учетная карточка школьного музея

свидетельство №

Наименование

«Наследие»

профиль музея

Историко-краеведческий

Образовательное учреждение

МКОУ СОШ с.п. Герменчик

Субъект Российской Федерации

КБР

Адрес (Индекс, населенный пункт, ул., дом, кв.)

361300, с.п.Герменчик, Урванский район, ул. Школьная,24

Телефон с кодом, электронная почта

77-4-59  germen08rambler.ru

Сайт музея

-

Музейный педагог (Ф.И.О.)

Князева Мая Юрьевна

Дата открытия музея

17.05.2013г.

Характеристика помещения

13,8 кв.м.

Разделы экспозиции

1.Тематические экспозиции, раскрывающие жизнь и быт односельчан.

2.Почётные граждане села.

3.Из истории школы.

4.Эхо войны.

5.Макеты старинных вещей.

6.Сельскохозяйственный инвентарь.

7.Находки из захоронений.

8.Прошлое моего села.

Краткая характеристика основного фонда музея

Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печатью директора школы. Фонды музея  делятся на основной (подлинные документы и предметы) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, фотографии, макеты и т.д.).

Материалы, представляющие историческую ценность фиксируются в книге учёта, используя максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность и достоверность.



 

  Приложение 2     

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                               директор МКОУ СОШ с.п.Герменчик

                                                                                   Тумова М.Т.

                                                                                                            «17»05.2013    г.

АКТ

Обследование музея – Историко-краеведческого музея «Наследие»

                  

Адрес – 361300, КБР,с.п.Герменчик, Урванский район, ул. Школьная,24                                                                     

  1. Состав комиссии :

Тумова М.Т.- директор,

Князева М.Ю.- зам. дир. по ВР,

Гукепшокова А.К.- учитель каб. языка,

Тлупова Х.Х. – учитель истории,

Лиева З.Н. – зав. библиотеки,

  1. Название музея, учреждения образования - Историко-краеведческий музей     «Наследие»

4.Документация музея –

Положение о школьном музее;

Государственная программа деятельности музея;

Инвентарная книга музея;

5.Экспозиция

1.Тематические экспозиции, раскрывающие жизнь и быт односельчан.

2.Почётные граждане села.

3.Из истории школы.

4.Эхо войны.

5.Макеты старинных вещей.

6.Сельскохозяйственный инвентарь.

7.Находки из захоронений.

8.Прошлое моего села.

     6.Фонды музея – Основной(подлинные документы и предметы) и вспомогательный(схемы, фотографии, макеты)

     7.Руководитель – Князева М.Ю.- зам. дир. по ВР;

     8.Заключение комиссии:

 В связи с положением о школьном музее, разработанное на основании федерального закона РФ « О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26мая 1996г. № 54 – ФЗ, разработана нормативно- правовая база музея «Наследие».Финансовое обеспечение музея осуществляется за счёт внебюджетных источников финансирования добровольных родительских взносов, спонсорской помощи через Управляющий Совет школы. Созданы условия для повышения интереса у учащихся к изучению своей истории, собирательной, творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Председатель комиссии:     Тумова М.Т.

 Члены комиссии:                 Князева М.Ю.-

                                               Гукепшокова А.К.

      Тлупова Х.Х. – 

                                               Лиева З.Н. –



 

Приложение 3

Заявка на паспортизацию школьных музеев

(оформляется на бланке органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования)

         Просим зарегистрировать нижеследующие школьные музеи и выдать свидетельства музея образовательного учреждения (школьного музея) установленного образца.

№ п.п.

Название музея

Образовательное учреждение

№ свидетельства

(если есть)

Дата, № протокола

1.

«Наследие»

МКОУ СОШ с.п.Герменчик

-

-



 

Приложение 4

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

№ п.п

№ свидетельства

район, город, населенный пункт

Образовательное учреждение

Наименование музея

профиль музея

основные разделы музея

дата открытия музея

Адрес, телефон, e-mail

Руководитель

( Ф.И.О., должность

 

-

Урванский

район, с.п.Герменчик

МКОУ СОШ с.п.Герменчик

«Наследие»

Историко-краеведческий музей

Научно-исследовательский.

Поисково-патриотический.

Экскурсионно-пропагандистский.

17.05.2013г.

77-4-59  germen08

rambler.ru

Князева Мая Юрьевна

© 2016 - 2018. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК.

Fatal error: Call to undefined method Joomla\CMS\Session\Session::gc() in /home/users/s/soshgermenchik/domains/xn--80aggaphfcmle2a8gd.xn--p1ai/plugins/system/sessiongc/sessiongc.php on line 60